Образование

Дистанционное обучение гипнотерапии. Что изучают, где применяется гипноз, отзывы врачей

Современная гипнотерапия – это метод, который позволяет за короткие сроки избавлять людей от невротических (страхи, фобии, навязчивости, заикание, зависимости и др.) и психосоматических (аллергии, цистит, кожные высыпания и др.) заболеваний. В основе метода лежит поиск значимого травмирующего события в жизни клиента и его проработка.

Психологическая травма и ее влияние на нашу жизнь

Идея существования вытесненных психологических травм была предложена в рамках гипнотерапии еще до появления психоанализа и насчитывает в своей истории уже несколько веков. Современные исследования во многом подтверждают то, что именно психотравма определяет наши текущие проблемы и переживания.

Большинство психологических травм мы получаем в раннем детстве, ведь именно детское развитие предопределяет наше последующее восприятие реальности. Детские травматические ситуации приводят к закреплению болезненных реакций и выработке психологических защит, связанных с ними. Например, ребенок, которого в детстве покусала собака, вполне вероятно, будет иметь фобию собак во взрослом возрасте. А ребенок, переживший сексуальное насилие, может начать страдать от кожных заболеваний, делая это своего рода способом защиты от сексуальных посягательств.

Именно подобным образом выстраивается логика психотравмирующих ситуаций, которую мы обычно не осознаем на сознательном уровне, но которая вскрывается в процессе регрессивной гипнотерапии.

Зачем нужна гипнотерапия?

Идея вытесненных травм и воспоминаний, сегодня, присутствует во множестве направлений психотерапии, таких как психоанализ, гештальт-терапия, телесная терапия, эмоционально-образная терапия и др., однако, именно гипноз позволяет достичь наибольшей эффективности в поиске и работе с травмой. Причина здесь достаточно проста: гипноз является отдельным состоянием сознания, при котором, у нас актуализируются процессы концентрации внимания и воображения, усиливается связь психики и тела, снимаются запреты психики. Подобные особенности гипноза в разы усиливают вовлечение клиента в процесс терапии, а также приводят к актуализации процессов памяти. В итоге, то, чего в других видах терапии пытаются достичь годами, в гипнотерапии порой достигается за несколько сеансов.

Нужно ли проходить дистанционное обучение гипнотерапии, если гипнабельны далеко не все?

Действительно, разные люди обладают разным уровнем гипнабельности и, соответственно, далеко не все могут продемонстрировать феномены глубокого гипноза, которые вы могли бы видеть на выступлениях эстрадных гипнотизеров, по типу амнезии, галлюцинаций, обезболивания. Однако, для терапии этого и не нужно. Участники эстрадных выступлений – это высокогипнабельные личности или сомнамбулы. Таких людей примерно 5-10% по популяции (по разным подсчетам). Однако, для проведения гипнотерапии достаточно и среднего уровня гипнабельности, а таких людей уже где-то 80%. Также существуют и низкогипнабельные люди. Таковых тоже где-то 5-10% и они действительно составляют определенные проблемы для гипнотерапии. Однако, они же являются тяжёлыми клиентами и в любом другом виде психотерапии, так как элемент суггестии и гипноза играет важнейшую роль в любом направлении консультирования вне зависимости от школы или наличия формального процесса индукции (наведения) гипноза.

Таким образом гипнотерапия может быть эффективной при работе с проблемами большинства людей. При этом гипнотерапевт за счет своих знаний стадий погружения в гипноз способен сразу оценить и спрогнозировать результаты консультирования и уведомить об этом клиента. Подобным навыкам и обучают на дистанционном обучении гипнотерапии.

Будет ли дистанционное обучение гипнозу или гипнотерапии достаточно эффективно?

Многие опасаются дистанционного обучения гипнозу и гипнотерапии, поскольку верят, что для гипноза необходимо личное присутствие гипнотизера, а дистанционные формы общения кажутся им менее эффективными. Это является достаточно распространенным мифом, берущим своё начало еще со времен месмеризма. Ведь еще тогда люди верили, что гипнотизер должен оказывать какое-то магическое влияние и непосредственно воздействовать на клиента своими гипнотическими силами. Однако, наука уже давно показала, что гипноз – это всегда самогипноз, при котором гипнотизер является лишь проводником и помощником. Нет никакой магии, и необходимости в личном присутствии, достаточно лишь дать человеку возможность погрузиться в приятное и целебное состояние гипнотического транса. Таким образом, все определяется ожиданиями самого клиента. С подобными ожиданиями и учат работать на дистанционном обучении гипнозу и гипнотерапии.

 

Будут ли на дистанционном обучении гипнозу и гипнотерапии обсуждать противопоказания к данному методу?

Порой гипноз кажется опасным способом воздействия. Это связано, прежде всего, с расхожими представлениями о гипнозе типа: «Гипноз – это подавление воли», «Гипноз – это бессознательное состояние», «Гипноз – это сексуальная власть», «Гипноз – это вмешательство в психику», «Гипноз – это отсутствие контроля». Подобные стереотипы берут свое начало в эстрадном гипнозе, где наигранно демонстрируется абсолютная власть гипнотизера. На самом же деле, все эти утверждения являются не более чем мифами. В гипнозе нет никакого подавления воли, а гипнотик никогда не сделает того, чего он не хочет делать. Гипноз это не состояние сна и не бессознательное состояние потери контроля: в процессе гипноза человек все прекрасно осознает и понимает, просто его внимание работает определенным образом и он, как бы полностью вовлекается в процесс гипнотизации и в те картины и образы, которые ему внушают. А, самое главное, человек всегда может выйти из гипноза если захочет этого.

Однако, не стоит думать, что гипноз — это полностью безопасный метод психотерапии, которым может использовать каждый. Гипноз имеет все те же самые противопоказания, которые имеет любая другая психотерапия, а также ряд специфических противопоказаний. Например, гипноз лучше не использовать с больными психотическими расстройствами, так как можно спровоцировать приступ или усилить бред пациента. Не стоит использовать гипноз с беременными женщинами, с людьми, прошедшими операцию или с людьми с серьезными физическими расстройствами, так как сильные эмоциональные выплески в процессе гипноза способны спровоцировать нежелательные телесные реакции.

Во всем остальном противопоказания к гипнозу сводятся к схожим противопоказаниям в психотерапии, ведь если гипнотерапевт неквалифицирован, он может достаточно легко нанести дополнительную психологическую травму клиенту.

На дистанционно обучении гипнозу и гипнотерапии студентам подробно расскажут о противопоказаниях и научат работать с нежелательными эффектами.

 

Зачем обучать работе с травмой, если можно просто сделать внушение?

Многие люди, действительно ассоциируют гипноз с простым внушением в стиле «Ты выздоравливаешь», что, видимо, связано именно с практикой суггестивной психотерапии в нашей стране. Однако, интересно, что работа с травмой в гипнозе, исторически появилась раньше, то есть именно гипнотерапию травмы и следует считать гипнотерапией. В частности, еще Антон Франц Месмер, создатель медицинского гипноза, проводил терапию путем эмоционального отреагирования. И только позже появились именно суггестивные методы воздействия.

Методы суггестивной терапии также изучаются на курсах гипноза и гипнотерапии, поскольку они имеют специфические области применения. Например, прямое внушение, часто используется при обезболивании, спортивном или творческом гипнозе. Однако, прямое внушение показало достаточно низкую эффективность при работе с психическими расстройствами. И связано это, прежде всего, с особенностями нашей психики. Во-первых, ни один человек не готов принимать утверждения, которые напрямую противоречат его опыту и убеждениям (например, «Ты чувствуешь себя уверенно», когда человек волнуется или «Водка – яд», когда человек на самом деле получает удовольствие от алкоголя). Во-вторых, прямое внушение не способно искоренить эмоциональную причину проблемы. В итоге, даже если внушить человеку, что он, например, больше не выпивает, чувство одиночества или отчаяния, которое он пытался заглушить алкоголем никуда не исчезнет и затем перерастет в рецидив или в какое-то более серьезное расстройство.

Именно для решения подобных проблем и используется гипнотерапия психологической травмы и метод катарсиса. Погружение в травму клиента и ее отреагирование, позволяет избавиться от того болезненного чувства, которое и приводило к проблеме. Поэтому современные курсы обучения гипнозу и гипнотерапии и направлены, в первую очередь, на работу с психологической травмой.

Как устроена психологическая травма?

Предположим, к вам пришел клиент, который жалуется на потерю смысла и на то, что занимается бесполезными делами вместо того, чтобы достигать своих целей. Вы сомневаетесь, что здесь вообще может идти речь о какой-то психотравме, однако, проведя регрессию, обнаруживаете, что в детстве данный клиент испытал ужасный стресс и одиночество при смерти бабушки. Казалось бы, какая связь?

Если вы поймете базовые механизмы психотерапии связь станет очевидной: в момент смерти бабушки закрепилось чувство одиночества, от которого клиент решил каждый раз отгораживаться, занимаясь чем угодно лишь бы не встречаться с самим собой: прокрастинация стала для него механизмом защиты. При проработке данной травмы, чувство одиночества исчезает, а необходимость в симптоме просто отпадает и клиент получает способность спокойно оставаться наедине с собой.

Проблема же психологических травм в том, что в виду особенностей запоминания при стрессе и свойств психики в детстве, мы не помним большинства из них, однако, они продолжают оказывать на нас влияние на подсознательном уровне. Любой стресс мог закрепиться в детстве ребенка как своеобразная схема, через которую он стал преломлять все последующие событий несмотря на то, что данная схема с возрастом теряет свой смысл. Например, если в детстве ребенок испытал обиду на маму, он, может и во взрослом возрасте начать испытывать обиду на женщин, в итоге разрушая любые интимные отношения. А самое главное – он не будет понимать, почему так происходит и почему, ни с того, ни с сего, к нему приходит чувство, неадекватное в данной ситуации.

Именно раскрытию подобных связей прошлого с настоящим или психологических травм с симптомом и обучают на дистанционных курсах по гипнозу и гипнотерапии.

Какие знания и навыки я получу на дистанционном курсе обучения гипнозу и гипнотерапии?

Дистанционное обучение гипнозу и гипнотерапии строится в соответствии с логикой самого процесса гипнотерапии, в соответствии с которой, студенты должны освоить несколько наиболее значимых тем.

  1. Погружение в гипноз. В первую, очередь, студенты дистанционного обучения гипнозу и гипнотерапии осваивают различные способы погружения в гипноз и узнают о стадиях гипноза. Освоение различных вариантов индукций необходимо для того, чтобы уметь грамотно подобрать индукцию для каждого клиента, а варианты проверок позволяют оценить стадию глубины гипноза, на которой находится клиент. Основная задача – это научиться достигать максимально возможной глубины погружения в гипнозе для данного клиента.
  2. Регрессия. Далее в процессе дистанционного обучения гипнозу и гипнотерапии студенты осваивают методы поиска психологических травм в памяти клиента. Многие увлеченные гипнозом люди знакомы с идеей о том, что с помощью классической регрессии можно перейти по цепочке травм к первоначальному событию и разрешить его, тем самым избавив человека от проблемы. На практике же, все не так просто. Процесс регрессии часто является запутанным и нелинейным. Клиент может переходить по ассоциациям как к более ранним, так и к более поздним событиям. Он может вспоминать как реальные события, так и воображаемые картины. Он может воспроизводить картины воспоминаний лишь отчасти или достраивая их в своём сознании. А порой одно и тоже воспоминание может обернутся совершенно другим содержанием. Именно для понимания процесса регрессии и следует проходить дистанционное обучение гипнозу и гипнотерапии.
  3. Проработка психологической травмы. После того как травма найдена, студенту дистанционного курса обучения гипнозу и гипнотерапии необходимо освоить методы проработки психологической травмы. Если когда-то основным методом был катарсис, то сегодня существует огромное количество инструментов для разрядки травматического воспоминания (когнитивная терапия, терапия частей, гештальт-терапия, эмоционально-образная терапия и др.). Освоение всех этих методов необходимо, чтобы уметь подобрать индивидуальный ключ к каждому клиенту. Здесь основная задача – это проработка психологической травмы на четырех уровнях: уровне тела, уровне мышления, уровне эмоций и уровне поведения.

Помимо этого, важной частью дистанционного обучения гипнозу и гипнотерапии является освоение внешней рамки гипнотерапии, то есть того, как осуществляется прием звонка клиента и диагностика его проблемы перед началом гипнотерапии; как наладить с клиентом контакт и закреплять результаты между сеансами; как вызвать проблемное чувство, когда клиент неэмоционален и как преодолевать сопротивление клиента.

Каких результатов можно добиться и за какой срок?

Не смотря на распространенное мнение, что гипнотерапия добивается результатов всего за пару сеансов, это далеко не так и количество сеансов всегда определяется множеством факторов, главными из которых являются гипнабельность клиента, сложность его проблемы и интенсивность терапии. Поэтому гипнотерапия способна как достигать чудес за один сеанс, так, порой растягиваться и на долгие сроки. Однако, что можно сказать, точно, так это то, что гипнотерапия является одним из наиболее эффективных методов решения психологических проблем. Так, например, метаанализы Кирша[1] и Мулдса[2] демонстрируют, что когнитивная гипнотерапия более эффективна чем когнитивно-поведенческая терапия (наиболее доказательный метод в психотерапии на сегодняшний день). Данные Мендозы[3] говорят о том, что гипноз может усиливать эффект от любого иного вида психотерапии. Полно исследований, демонстрирующих эффективность гипноза и гипнотерапии в лечении различных расстройств[4], например психосоматических болезней[5], панических атак[6], расстройств тревожно-фобического спектра[7], зависимостей[8] и других. Особое применение гипноз находит в работе с острыми и хроническими болями[9]

 

(с) Верифицированная группа ВК «О гипнозе и гипнотерапии | Геннадий Иванов»

[1] Kirsch, I.; Montgomery, G.; Sapperstein, G. (April 1995). «Hypnosis as an adjunct to cognitive-behavioral psychotherapy: A meta-analysis». Journal of Consulting and Clinical Psychology. 63 (2): 214–220.

[2] Bryant, Richard A.; Moulds, Michelle L.; Guthrie, Rachel M.; Nixon, Reginald D. V. (2005). «The additive benefit of hypnosis and cognitive–behavioral therapy in treating acute stress disorder». Journal of Consulting and Clinical Psychology. 73 (2): 334–340

[3] Mendoza, M. E.; Capafons, A. (2009). «Efficacy of clinical hypnosis: A summary of its empirical evidence». Papeles del Psicólogo. 30 (2): 98–116

[4] David M Wark PhD, ABPH. (2008) What We Can Do with Hypnosis: A Brief Note. American Journal of Clinical Hypnosis 51:1, pages 29-36.

[5] Flammer, E., Alladin. A., The Efficacy of Hypnotherapy in the Treatment of Psychosomatic Disorders: Meta-analytical Evidence

[6] 121.   David Kraft. Panic Disorder Without Agoraphobia. A Multi-Modal Approach: Solution-Focused Therapy, Hypnosis and Psychodynamic Psychotherapy. Journal of Integrative Research, Counselling and Psychotherapy, vol.1.no.1 March 2012

[7] Pelissolo, A (2016). «[Hypnosis for anxiety and phobic disorders: A review of clinical studies]». Presse Med. 45 (3): 284–90

[8] Flammer; Bongartz (2003). «On the efficacy of hypnosis: a meta-analytic study.». Contemporary Hypnosis: 179–197.

[9] Segi, S. (2012). «Hypnosis for pain management, anxiety and behavioral disorders». Factiva. Retrieved December 7, 2012

 

 

2 Comments

  1. Отзыв психолога, психосоматолога Inga Semjonova (Англия)

    «Здравствуйте, Геннадий! Курс очень понравился — очень емкий, содержательный. Единственное но, как мне показалось этот курс не для первокурсников. Сюда должны прийти люди, которые хоть что-то знают о гипнозе. Я полный профан в этом деле, поэтому мне пришлось долго разбираться в названиях. Зато когда пазлы сложились в моей голове, встало ясно как дальше поступать с клиентами, как проводить терапию. Очень рада, что попалa к вам на курс, потому что как преподаватель Вы мне очень подошли. А я, знаете ли, человек разборчивый. В общем, рекомендую этот курс для тех, кто хотя бы начал что-то узнавать о гипнозе.»
    https://classicalhypnosis.ru/obuchenie

    Reply
  2. Отзыв об обучении гипнозу из Каира (Египет)

    Благодарю Геннадия за курс, за открывающиеся возможности и за знакомство! Тему ещё буду изучать, не все улеглось. Но, самое главное — как преподаватель вы умеете поддержать интерес к предмету и любите свое дело, это очень вдохновляет. На многие вопросы удалось получить ответы в процессе обучения. Очень ценно внимание к каждому и обратная связь. И во время, и даже после обучения ощущается поддержка, дружелюбное общение на равных. Такого отношения нет ни на одном обучении! С уважением, Психолог-консультант, семейный психолог Хомкова Мария Сергеевна
    https://vk.com/classicalhypnosis

    Reply

Post Comment